О ШЕДЕВРАХ БАЛЕТНОГО ТЕАТРА  

«Лебединое озеро» воплощает непреходящие, самые сущностные черты русского балета. Волшебная сказка, борьба добра и зла. Образная, танцевальная и глубоко симфоническая музыка Чайковского. Горделивая «лебединая» пластика заколдованных девушек-птиц. Идеально скомпонованные, изысканные и роскошные хореографические ансамбли. Партитура, написанная великим композитором для Москвы, получила конгениальное сценическое воплощение в петербургской постановке 1895 года Мариуса Петипа и Льва Иванова. Таким «Лебединое озеро» знает сегодня весь мир.

«Жизель» родилась в Париже в 1841 году. Годом позже шедевр композитора Адольфа Адана и хореографов Жана Коралли и Жюля Перро увидел Петербург. Эстетика балетного романтизма, согласно которому драматические коллизии выражаются действенным танцем, а тоска по недостижимому идеалу влечет героя в мир фантастических существ, прижилась в русском театре. Неоднократные возобновления «Жизели» Мариусом Петипа сохранили жизнь хрупкому созданию и открыли путь его славе в ХХ веке.

«Баядерка» – одно из главных произведений великого Мариуса Петипа, поставленное в 1877 году, – соединяет казалось бы несоединимое: обилие мелодраматических страстей и откровения неких высших сфер, буйные экзотические пляски и рафинированную геометрию классического танца, гениальную хореографическую симфонию картины «Теней» и далекую от подлинного симфонизма музыку Людвига Минкуса. Органичное слияние «несоединимостей» – краеугольный камень поэтики театра Петипа.

«Спящую красавицу» назвали энциклопедией классического танца. Балет – результат методичного и вдохновенного сотворчества Петипа и Чайковского, впервые показанный в Мариинском театре в 1890 году, подобен величественному и гармоничному во всех частях архитектурному ансамблю. В «Спящей» несколько уровней содержательных и художественных контекстов. Потому-то этот спектакль так подходит и для детских утренников, и для презентационных гала-представлений, доступен и знатокам, и неофитам.

«Шехерезада» – одноактный балет хореографа Михаила Фокина на музыку Римского-Корсакова в оформлении Льва Бакста – создавался в Петербурге, но был представлен публике в Париже в 1910 году на дягилевских «Русских сезонах». «Шехерезада» явилась квинтэссенцией идей балетного «Серебряного века»: свободная пластика, эротизм, роковые страсти, живописное оформление как равноправный элемент в палитре выразительных средств. В Петербург «Шехерезада» вернулась лишь в 1990-е годы и весьма полюбилась как исполнителям, так и широкой публике.

«Ромео и Джульетта» композитора Сергея Прокофьева и балетмейстера Леонида Лавровского, с режиссурой Сергея Радлова и сценографией Петра Вильямса – самый знаменитый, самый выдающийся образец хореодрамы. Реализм советского искусства предполагал психологически тонкую актерскую игру, яркие театральные метафоры, историческую достоверность. Балет «Ромео и Джульетта» появился в предвоенном Ленинграде в 1940 году и освящен первыми исполнительскими интерпретациями Галины Улановой и Константина Сергеева.

«Легенда о любви» – апогей балетного шестидесятничества, когда свобода творчества выразилась в свободе пластического рисунка, в отказе от жестких рамок «реалистического» бытоподобия, и в стремлении строить сценические композиции по законам хореографического симфонизма. Авторами одного из знаковых спектаклей отечественного балета (дата премьеры – 1961 год) стали композитор Ариф Меликов, хореограф Юрий Григорович и художник Симон Вирсаладзе, утвердив единство различных выразительных средств синтетического балетного театра.

Джордж Баланчин родился и вырос в Петербурге. Всемирно известным хореографом – крупнейшим в ХХ веке – он стал в эмиграции, в США, в собственной нью-йоркской труппе. Пристрастие к бессюжетным постановкам, выявлению конструктивной основы танцевального движения, художественной синхронизации музыкального и хореографического формообразования очевидно воспринято им в Петербурге, от Федора Лопухова, и развито в западных, главным образом манхэттенских темпоритмах. Включение балетов Баланчина в репертуар Мариинского театра в конце ХХ века (невозможное при советской власти) означало слияние в едином русле главных течений развития классической хореографии.


К оглавлению
На главную

© Борис Илларионов, 2008.

Hosted by uCoz