Три века в столице русского балета  

Автор рецензии: Наталия Васильева
Журнал "Балет ad libitum"
№ 5 (14) 2008, сс. 27-28
http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=64383#64383


Книжная полка Терпсихоры пополнилась еще одним трудом по истории русского балета. Это событие ценно тем, что обнимающих большие периоды исследований совсем немного. Как правило, теоретики хореографического искусства занимаются творчеством какого-то одного танцовщика или балетмейстера. Наиболее значимыми на сегодняшний день изданиями по истории отечественного балета являются труды В.М.Красовской и А.А.Бахрушина. Книга Б.А.Илларионова «Три века Петербургского балета» продолжает и частично дополняет этот ряд.

Как следует из названия, автор ограничился рассмотрением истории танцевального искусства города на Неве, но, в отличие от своих предшественников, значительно расширил рамки временные: от зарождения до наших дней, охватив все значительные события, факты и персоналии. Определив Петербург как «колыбель русского балета», Илларионов, тем не менее, не забывает и Первопрестольную, отмечая творческое взаимодействие двух балетных столиц. Обращает он внимание и на взаимное влияние западной и отечественной хореографии.

«Три века Петербургского балета» – альбом с фотографиями балетных артистов (автор многих из них – известный петербургский фотохудожник В.Барановский), репродукциями эскизов костюмов и декораций знаменитых театральных художников. Авторский текст в книге выходит за рамки прикладной, на первый взгляд, функции – развернутых подписей под изображениями. Хотя в данном случае от них не требовалось глубокого исследовательского характера, все основные события и явления балетной жизни Петербурга, важнейшие персоналии Илларионовым названы. Им даны краткие, но содержательные и запоминающиеся оценки. Все тексты даются параллельно на английском языке, что позволяет книге смело выходить на международную арену.

К каким-то утверждениям автора можно предъявить претензии. Например, Илларионов пишет, что «все главные балетные шедевры балетного театра были созданы в Петербурге» (с. 13). «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» – бесспорно, но «Сильфида», «Жизель», «Корсар»? Благодаря М.И.Петипа у этих спектаклей в России открылось «второе дыхание», родились же они вдали от «брегов Невы».

На мой взгляд, более чем спорно причисление балерины Галины Мезенцевой не к ряду суперзвезд 1970 – 1980 годов, а всего лишь к «безусловным профессионалам разноплановых индивидуальностей» (с. 147). Мезенцева была лицом поколения, создала выдающиеся образы Жизели, Одетты-Одиллии, Мехмене Бану, Хозяйки Медной горы, Эсмеральды (в балете Ролана Пети). Ее сценическая харизма и красота никого не оставляла равнодушным. А призрачный и одухотворенный, как петербургская белая ночь, «Умирающий лебедь» Мезенцевой достоин быть адресатом ахматовских строк, обращенных к Лебедю Павловой:

Но летит, улыбаясь мнимо,
Над Мариинской сценой prima
- Ты – наш лебедь непостижимый…

Во всем остальном книга замечательна. Прекрасно изданная, она станет ценным подарком как для любителей хореографического искусства, так и для заинтересованных профессионалов. Для кого-то это будет первое знакомством с царством Терпсихоры, для иных – отправной точкой для написания серьезного исследования на тему «Русский балет XX века».


К оглавлению раздела "Отклики и рецензии"
На главную



Hosted by uCoz