ЖАННА АЮПОВА  

«Линия»
Приложение к журналу «Балет»
2001, февраль

Жанна Аюпова танцует на сцене Мариинского театра уже 17-й сезон. На первый взгляд может показаться, что ее неброский талант теряется на фоне ослепительно яркой молодежи. Действительно, Аюпова не входит в группу «звезд», на которых в последнее время делают ставку балетные начальники и экзальтированные балетоманы. В расчете на нее не замышляют премьеры, ее нечасто увидишь в модных балетных шоу и тусовках, ее не всегда берут на гастроли, она может танцевать в сугубо «дежурном» спектакле, причем, не чурается выступить и по замене.

Между тем Аюпова занимает в труппе особое положение: она – самая стилистически чуткая балерина сегодняшнего Мариинского театра.

Стильность Аюповой начинается с внешнего облика. К примеру, ее Сильфида – вылитая Мария Тальони, а Мария в «Бахчисарайском фонтане» – Уланова с фотографий 30-х годов.

Аюпова умеет не только поймать и воплотить в своей пластике линию, орнамент, графическую фактуру, в коих безошибочно опознаются эпоха, национальность, идеология. Она умеет сделать стиль зерном роли. Не играть в стиль, а последовательно разворачивать стилистические особенности, подмечать отличия, передавать нюансы.

Танец Аюповой никогда не бывает стремителен и напорист. В него нужно вчитываться, всматриваться, как в формы классической архитектуры. Только тогда поймешь, что за внешней, казалось бы, неброскостью скрываются и содержательность, и органичность, и техническое мастерство.

Не потому ли в самом «архитектурном» балете Петипа – «Спящей красавице» – Аюпова стала лучшей Авророй и своего поколения, и нескольких близлежащих? А в «Баядерке» Никия Аюповой прежде всего хрупкая и трогательная. Но усиленный тем самым мелодраматизм почему-то только добавляет спектаклю трагичности и размаха. (Стоит заметить, что все драматические балеты Петипа – чистейшие мелодрамы).

Стилеобразование у Аюповой происходит на разных этажах балетной выразительности – в пластике, актерской игре и даже в характере наложения танца на музыку. Так, к хореографии Баланчина она сразу нашла свой «ключ». В Па де де Дж.Баланчина на музыку Чайковского она добивается абсолютного танцевального стаккато: танцевание отрывистое, немного дробное, почти синкопированное, и без какого-либо усилия – только легкие, но музыкально очень точные вспархивания.

Аюпова – танцовщица по преимуществу лирическая. Это, впрочем, не мешает ей быть убедительной в разноплановом балеринском репертуаре – от Жизели до Китри, от Терпсихоры в «Аполлоне» до Одетты-Одиллии.

Недавно Аюпова дебютировала в партии Раймонды (редакция К.Сергеева) и была в ней удивительно хороша – мягкостью, женственностью в сочетании с горделивым, каким-то глубинным балеринским достоинством. Вот уж где стилистическая чуткость к наследию старика Петипа, всю жизнь боготворившего Женщину.


К оглавлению раздела "Другие тексты Бориса Илларионова"
На главную

© Борис Илларионов, 2008.

Hosted by uCoz