Историческая справка
(для программы)
к премьере балета "Сильвия"
в постановке Г. Д. Алексидзе -
Академия Русского балета
им. А. Я. Вагановой
в Эрмитажном театре
(7 мая 2003 года)
Партитура балета Лео Делиба "Сильвия, или нимфа Дианы" принадлежит к числу лучших произведений своего жанра. Услышав музыку "Сильвии", Чайковский, сочинявший в ту пору "Лебединое озеро", писал: "Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое". Однако сценическая история последнего из трех балетов Делиба сложилась не так счастливо, как можно было бы ожидать, познакомившись с мелодичной, пленительной и очень танцевальной музыкой.
Сюжет "Сильвии" заимствован из драматической пасторали великого итальянского поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо "Аминта". Пастораль была написана в 1573 году для представления при дворе феррарских герцогов д''Эсте. Тассо создал изящную стилизацию в духе античной мифологии и, вслед за Анакреонтом, Феокритом и Вергилием, воспел грезу о непосредственной любви юных душ, близких природе, - нимфы Сильвии и пастуха Аминты. Герои Тассо появлялись на балетной сцене задолго до балета Делиба. Еще в 1760-е годы эту историю разыгрывали в Фонтенбло и Париже в трехактном "героическом" балете "Сильвия" на музыку Бретона и Триаля знаменитые танцовщики Жан Доберваль и Мари Аллар.
Первая постановка делибовской "Сильвии", осуществленная в 1876 году на сцене Парижской Оперы балетмейстером Луи Мерантом, была решена в духе традиционного балетного "анакреонтизма": изящные нимфы, пастухи, пастушки и античные боги резвились в легкомысленных па к вящему удовольствию публики. К "Сильвии" главный театр Франции неизменно относится как к своему национальному достоянию. За последние сто лет балет Делиба ставился здесь неоднократно; причем в качестве хореографов выступали такие мэтры, как Лео Стаатс, Серж Лифарь и Джон Ноймайер. В 1950-е годы, в Лондоне, в расчете на Марго Фонтейн "Сильвию" поставил знаменитый англичанин Фредерик Аштон. И все же музыка Делиба в своей ясности и искренности передаваемых чувств гордо возвышается над всеми хореографическими интерпретациями. Она будто противится и упрощенно-балетному, и слишком интеллектуальному подходу.
В Россию "Сильвию" впервые привезли итальянские гастролеры в начале 1890-х годов.
С постановкой "Сильвии" в Мариинском театре связаны первая, неудавшаяся попытка проведения балетной реформы и скандал в Дирекции Императорских театров. Идея постановки принадлежала Александру Бенуа, влюбленному в балет и музыку Делиба. Проводить идею в жизнь должен был юный Сергей Дягилев, который по окончании Университета получил место чиновника по особым поручениям в Дирекции театров. Вместе с друзьями-мирискусниками он имел наполеоновские планы в деле реформирования казенных театров, и первым их шагом должна была стать постановка "Сильвии". Хореографами предполагались молодые, талантливые танцовщики Сергей и Николай Легаты, художниками - сам Бенуа, Константин Коровин, Евгений Лансере (декорации) и Лев Бакст (костюмы). Но в результате чиновничьих и придворных интриг Дягилев был уволен за самоуправство, а "Сильвия" в 1901 году на Мариинской сцене увидела свет в версии Льва Иванова (он не смог закончить работу из-за болезни и умер через несколько дней после премьеры) и Павла Гердта; авторов оформления официальные печатные источники не упоминали вообще. Тем не менее балет, в котором блистала Ольга Преображенская, а в одной из второстепенных ролей выступала Анна Павлова, пользовался успехом у публики и шел несколько сезонов.
Позже, во время Первой мировой войны, переговоры о постановке "Сильвии" с Михаилом Фокиным вела администрация петербургского Народного дома (постановка так и не состоялась). Одноактный вариант балета в 1916 году в Мариинском театре для Тамары Карсавиной создал Самуил Андрианов. В советское время музыку "Сильвии" для хореодрамы "Фадетта" (по Жорж Санд) использовал Леонид Лавровский (1934 - Ленинградское хореографическое училище, 1936 - Ленинградский Малый оперный театр, 1952 - Большой театр). Парафраз спектакля Лавровского, сделанный Николаем Боярчиковым в 1986 году, до недавнего времени шел в Театре им. Мусоргского (бывш. Малом оперном).
Также необходимо отметить, что на музыку "Сильвии" концертное pas de deux сочинил Джордж Баланчин.
Для балетмейстера Георгия Алексидзе это уже не первое обращение к шедевру Делиба - в 1982 году он сочинил трехактную "Сильвию" в Пермском театре оперы и балета. Также и в репертуаре Академии Русского балета "Сильвия" появляется не впервые. За десять лет до училищной "Фадетты" Лавровского, в 1924 году "Сильвия" была показана (в возобновлении Владимира Пономарева) воспитанниками Государственного театрального балетного училища (так тогда называлась Академия) в качестве выпускного спектакля.
В противоположность весьма громоздким парижскому (1876 года) и петербургскому (1901-го) спектаклям с довольно запутанным сюжетом и множеством действующих лиц, нынешняя "Сильвия" Вагановской Академии - одноактный балет, основанный на музыкальной композиции из лучших фрагментов партитуры Делиба и сохранивший первоначальную сюжетную основу - любовь Сильвии, нимфы в свите богини Дианы, и пастуха Аминты.
К оглавлению раздела "Другие тексты Бориса Илларионова"
На главную
|