«ЗВЕЗДЫ БЕЛЫХ НОЧЕЙ ‘97». ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ. ОТКРЫТИЕ («РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА», «БАЯДЕРКА»).  

Газета «Час пик» (СПб)
20 июня 1997


18 июня балетом «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева – Л.Лавровского Мариинский театр открыл Пятый фестиваль искусств «Звезды белых ночей». Вполне естественно, что в этот вечер за дирижерский пульт встал художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. Кстати, это был едва ли не первый полнометражный балетный спектакль, которым маэстро продирижировал с того времени, как возглавил театр, сначала в качестве музыкального руководителя, а затем – худрука-директора.

Как того и следовало ожидать, Валерий Гергиев добился подлинно симфонического звучания оркестра на балетном спектакле. И как ни странно, балетная труппа Мариинки, казалось бы давно привыкшая к дирижированию «под ноги», вовсе не растерялась от не совсем обычных темпов, сочного и одновременно тонкого прочтения прокофьевской партитуры.

Исполнительница роли Джульетты – Майя Думченко, одна из самых музыкальных балерин, вообще всегда точно следует за музыкой. Джульетта Думченко хороша искренностью, однако ж осознания трагической обреченности еще нет. Вместо нее – одна прозрачная чистота арабеска.

Впервые в роли Ромео выступил Илья Кузнецов. По данным он – прирожденный герой-любовник: статная фигура, благородная манера, красивый жест. Именно в этом спектакле молодому артисту оказались под силу не только технические сложности сольного и дуэтного танца, но и тонкости актерского мастерства, умение найти контакт с партнерами и, что самое примечательное, способность заполнить паузу. Много над чем еще предстоит поработать, но роль Ромео И.Кузнецову явно удалась.

Достойно поддержали ансамбль Меркуцио – Василий Щербаков и Тибальд – Николай Остальцов.

Во второй день фестиваля, 19 июня, был дан балет Л.Минкуса – М.Петипа «Баядерка». Ульяна Лопаткина (Никия) каждый спектакль представляет несколько иную трактовку роли. В этот раз в ее исполнении преобладала мелодраматическая тональность. Балерина, чей танец льется так свободно и естественно, что забываешь о всякой технике, способна порой наполнить смыслом самую рискованную игру стилизмами (как это было великолепно сделано в последнем «Бахчисарайском фонтане», где Зарема – Лопаткина была похожа на диву 20-х годов: что-то и от Эллочки-Людоедки, и от Коко Шанель). Однако несколько картинные стенания (и на «Празднике огня», и в «Тенях»), чуть ли не в духе знаменитой «Мурки», на сей раз плохо вписались в контекст балета.

Эльвира Тарасова блестяще и самодостаточно станцевала Гран-па во втором акте. Вариация с тройными пируэтами в позе аттитюд и кода были исполнены просто триумфально – такого Мариинская сцена не видела давно. Виктор Баранов (Солор) по обыкновению ненавязчиво отходил в тень двух балерин, поддерживая ловко и танцуя технически сильно, но без особого блеска.

В целом хотелось бы отметить ансамблевую слаженность «Баядерки», заключающуюся не столько в отработанности деталей и «вымуштрованности» отдельных артистов и всей труппы, сколько в органическом, живом единстве всех составляющих спектакля.


К оглавлению раздела "Другие тексты Бориса Илларионова"
На главную

© Борис Илларионов, 2008.

Hosted by uCoz