Журнал «Итоги»
10 августа 1999
Сцена, некогда скромно именовавшаяся оперной студией, уже десять лет является самостоятельным оперно-балетным театром. Балетные премьеры, которые неизменно осуществляет главный балетмейстер театра Никита Долгушин, проходят здесь практически каждый сезон. На сей раз Долгушину помогали скрипач Сергей Стадлер, дирижировавший спектаклем и одновременно исполнявший все скрипичные соло, и художник Вячеслав Окунев, чья сценографическая манера в последнее время слишком узнаваема – имитация роскоши на грани кича, правда, не без любопытной игры цветовыми пятнами в сцене бала.
Ценность постановок Долгушина заключается в искусной стилизации. Однако этот прием, проверенный на балетах «серебряного века», в «Лебедином озере» оправдывает себя лишь отчасти. Кордебалет одет в длинные пачки «под старину», у девушек-лебедей нет традиционных «лебединых» рук-крыльев, придуманных Агриппиной Вагановой, и держатся они прямо, как в прошлом веке, когда жесткий корсет не давал им сгибаться, а заставлял наклоняться всем корпусом. Временам действительно ощущаешь дыхание старины. Но, во-первых, стилизация присутствует только в «лебединых» картинах – второй и четвертой. А во-вторых, при скромных возможностях труппы (недостаток профессиональной выучки и хороших балетных фигур) известные хореографические тексты зачастую просто «не звучат».
Украшением спектакля стала солистка Мариинского театра Маргарита Куллик в партии Одетты-Одиллии. Трогательная, лиричная, с мягкой, кантиленой пластикой, она точно и музыкально «выпевала» каждое движение.
Однако, несмотря на отдельные недостатки, у долгушинского спектакля есть собственная концепция, он свеж и вовсе не похож на поделки коммерческих антреприз, продающих в туристический сезон под лейблом Russian Ballet лежалый товар безграмотным иностранцам.