ИМПЕРАТОРСКИЙ БАЛЕТ (окончание)  

Русской балериной, «победившей» итальянок и вытеснившей их с петербургской сцены, стала Матильда Кшесинская. Амбициозная танцовщица целеустремленно освоила и головоломные трюки, и всю сопутствующую им технологию танца. «Черноглазая дьяволица балета» долго добивалась прав первенства в петербургском балете. Положение и звание прима-балерины Кшесинская получила заслуженно, ведь в ее искусстве к блестящей технике, динамике и напору добавлялись изысканность поз, фантастическое женское обаяние и незаурядный мелодраматический талант.

Ровесница Кшесинской и в юности её подруга Ольга Преображенская обладала гораздо более мягким характером и стала любимицей Петипа. Превосходная, но специально не акцентируемая техника, музыкальность и исключительная органичность танца – когда кажется, что балерина легко и вдохновенно импровизирует, хотя исполняет канонический и при том сложнейший хореографический текст, – были приметами ее таланта.

Во времена Петипа мужскому танцу не уделялось столько же внимания, сколько женскому. Тем не менее Россия не лишилась школы мужского исполнительства, в отличие от Западной Европы, где практиковалось исполнение мужских партий переодетыми женщинами. В 1890-е годы на смену неизменному Павлу Гердту пришли братья Легаты – Николай и Сергей. Первый был аристократичен и статен, второй – разносторонне одарен, техничен, порывист и обладал нервным, легко возбудимым характером (отчего, вероятно, и погиб совсем молодым в результате самоубийства). Николай Легат впоследствии стал знаменитым педагогом, он всегда был предан академизму, стремился сохранить традиции, унаследованные от Петипа.

И восемнадцатый, и девятнадцатый век в отечественном балете прошли под знаком французского и итальянского влияния. Но петербургская, русская балетная школа никогда не была простой суммой приемов зарубежных школ. Соединение техник, эстетик, постановочных клише не было механическим, оно всегда служило средством для создания художественного образа. Иностранный опыт переплавлялся в отечественной театральной практике.

Петербургу удалось сохранить, обогатить и развить то лучшее, что было в европейском балете за всю историю его существования. Когда русские артисты пожинали лавры триумфов на зарубежных подмостках уже в ХХ веке, за их спиной стояли Императорский балет и старик Петипа, создавшие основу их успехов.


Начало главы "Императорский балет"
К оглавлению
На главную

© Борис Илларионов, 2008.

Hosted by uCoz