Журнал "Балет"
2001
№ 1
(окончание)
ПОСЛЕСЛОВИЕ
(Частное мнение критика)
Завзятые балетоманы иногда употребляют выражение: «моя» балерина — «не моя». Диана Вишнева — «не моя» балерина. Природа ее дарования зачастую приходит в противоречие с канонами театра Петипа.
Существует некая, пусть и гипотетическая, идеальная форма танца, идеальная форма пластики, к которой стремится эта эстетическая система и которая ей потребна. И форма здесь сродни классической архитектуре и классической скульптуре, где всё уравновешенно, выверено, всё «как влитое». Диана же движется по своим траекториям, легко проскальзывая через строгие формы, существуя где-то рядом с ними, но не внутри. Она «не так» стоит, «не так» вертится, «не так» прыгает, «не так» мимирует — в общем, всё делает как-то по-своему и поперек. Частота и амплитуда колебаний ее пульсирующего «танцевального аппарата» быстрее, сильнее, сложнее по ритму, чем предписано традицией. Не скучно ли ей, танцовщице рубежа ХХ и ХХI веков, в веке ХIХ? Вряд ли — посмотрите, с какой легкостью играет она со «священными коровами», как легко и просто может всё переиначить и подстроить под себя. Нескучно и зрителю. Ведь индивидуальность на театре дорогого стоит.
А оттого, что Вишнева — «не моя» балерина, я вовсе не люблю ее меньше.