ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БАЛЕТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ (ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТРАДИЦИЯ)  

Данный авторский текст
Б.Илларионова
вошел в состав главы
«Балетное образование в России»
(соавтор главы – В.Майниеце)
сборника «История художественного
образования в России. Выпуск I-II»
(СПб: Композитор, 2007;
в надзаг.: Министерство культуры
и массовых коммуникаций
Российской Федерации,
Федеральное агентство по культуре
и кинематографии,
Государственный институт
искусствознания; сс. 122-161)

Отечественная система балетного образования, возникшая и сформировавшаяся в Санкт-Петербурге, – уникальное явление мировой культуры.
Имена воспитанников Петербургской балетной школы общеизвестны и входят в число самых выдающихся личностей России (артисты балета Авдотья Истомина, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев и мн. др.; хореографы Михаил Фокин, Федор Лопухов, Юрий Григорович и др.; педагоги и методисты во главе с Агриппиной Вагановой; историк балета Вера Красовская).
Петербургская балетная школа неоднократно давала импульс развитию и совершенствованию Московского балета. Выпускниками Петербургской школы положено начало профессиональному балетному искусству в ряде регионов бывшего СССР, во многих зарубежных странах, в частности, в США – благодаря деятельности Джорджа Баланчина.
Петербургская традиция профессионального балетного образования – итог почти 300-летнего развития. Это прежде всего и главным образом история Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой – старейшего российского учебного заведения в области искусства. В деятельности Академии всегда использовался лучший мировой опыт. С другой стороны, Академия существовала и существует в тесной связи с практикой балетной труппы Мариинского театра (Императорской балетной труппы, балетной труппы Театра оперы и балета им. Кирова), Академия живо откликалась и откликается на художественные поиски, открытия, достижения труппы и лучших ее представителей.
Профессиональное балетное образование имеет значительные особенности. Оно существенно отличается от профессиональной подготовки в различных сферах человеческой деятельности (гуманитарное знание, техника, медицина). По некоторым аспектам есть серьезные отличия и от процесса обучения в смежных искусствах (музыка, драматический театр).
Круг профессий (и специальностей подготовки) балетного искусства узок:
• артист балета (исполнитель),
• хореограф (или балетмейстер; создатель балетного спектакля, «композитор» хореографического текста),
• педагог (преподаватель учебного заведения, наставник артиста в труппе, репетитор балетного спектакля),
• балетовед (историк, теоретик, критик).
Для хореографа, педагога и, как правило, балетоведа обязательным условием профессиональной деятельности является наличие исполнительской подготовки (образование артиста балета). В этом состоит одна из принципиальных особенностей балетного театра. Этим же фактором во много объясняется специфика истории балетного образования: систематическое обучение профессиям хореографа и балетного педагога началось лишь в середине ХХ века, а балетоведение выделено в отдельную специальность подготовки в конце ХХ века.
Особенности профессиональной подготовки артистов балета
возрастные и организационные:
• в силу физиологических особенностей человеческого организма существуют жесткие сроки профессиональной деятельности артиста балета: начало профессиональной подготовки в 10 лет, начало профессиональной деятельности в 18-19 лет, окончание профессиональной деятельности в 38-40 лет;
• обучение в балетном учебном заведении (хореографическое училище, балетная академия) рассматривается как профессиональная подготовка с первых шагов, с 10-летнего возраста;
• особый режим и уровень нагрузки ученика сопоставимы с режимом и нагрузкой взрослого артиста, что соответствует физическим нагрузкам спорта высоких достижений;
• общее (школьное) образование и профессиональное (начальное, среднее, высшее) образование совмещаются в едином учебном процессе, зачастую между ними нельзя провести четкого разграничения;
• необходимость опережающего освоения гуманитарных и искусствоведческих дисциплин ведет к включению элементов высшего образования в программу среднего профессионального учебного заведения;
методические и творческие:
• непосредственная передача умений, знаний, опыта от поколения к поколению («из рук в руки – из ног в ноги», минуя материальные носители информации);
• функционирование хореографического училища (балетной академии) одновременно как учебного заведения и как театрального коллектива, единство собственно учебного процесса и практики;
• обязательное взаимодействие хореографического училища (балетной академии) с профессиональной, «базовой» балетной труппой (театром): труппа большей частью состоит из выпускников данного учебного заведения, а большинство его педагогов – бывшие и нынешние артисты труппы; ориентация учебного процесса на стилевые особенности и репертуар труппы; возможность для учеников участвовать в профессиональных спектаклях с первых лет обучения.
Профессиональная балетная подготовка кардинально отличается от танцевального творчества общеэстетической направленности (самодеятельные коллективы, клубы, кружки). Для балета необходимы единство и неразрывность учебного процесса (профессиональным артистом балета нельзя стать, занимаясь несколько раз в неделю после уроков в общеобразовательной школе). Также обязательным условием является обучение в городах-центрах балетного искусства, где есть профессиональная связка: хореографическое училище (академия) – театр оперы и балета.
Перечисленные выше принципы формировались, выкристаллизовывались в ходе трехвекового развития петербургской балетной школы. Сами ходом истории и достижениями мастеров русского балета была доказана эффективность именно этой модели балетного образования.

Основные этапы истории балетного образования в Санкт-Петербурге
Реформы Петра I, основание Санкт-Петербурга (1703) коснулись политической, экономической и культурной жизни России. Ориентируясь на обычаи европейских дворов, Петр I учредил ассамблеи (1718) – первые русские балы. Придворная знать не желала уступать в богатстве, роскоши, изысканности манер западной аристократии, стремилась пользоваться творениями лучших музыкантов, художников, архитекторов. Главной составляющей ассамблей были танцы, а поскольку допетровская Россия не знала балов, в страну хлынул поток иностранцев, способных обучить этому искусству. Умение хорошо танцевать считалось обязательным для представителей высшего сословия. В учебных заведениях бальный танец (мало отличавшийся в ту пору от танца на профессиональной балетной сцене) входил в число обязательных дисциплин.
В 1734 г. в Петербург приехал французский танцмейстер Жан-Батист Ланде. Сначала он давал частные уроки придворным, а затем стал преподавать в Сухопутном шляхетном корпусе Балетный спектакль, исполненный воспитанниками корпуса, восхитил императрицу Анну Иоанновну. К тому времени в Петербурге уже появлялись иностранные гастролеры с оперными и балетными постановками, однако собственной труппы при дворе не было, равно как не было и отечественных профессиональных артистов. Ланде, зная интерес государыни к всевозможным увеселениям, подал прошение о создании школы «театрального танцевания».
4 мая 1738 года Анна Иоанновна подписала указ об учреждении Танцевальной Ея Величества школы. Этот день стал днем рождения русского балета и первой профессиональной балетной школы – ныне Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.
В покоях старого Зимнего дворца, где находилась театральная зала для придворных представлений, выделили помещение, выбрали из «простых людей» двенадцать пригожих девочек и столько же стройных мальчиков [Сведения о количестве первых учеников в различных источниках разнятся. Здесь количество приводится по М.Борисоглебскому: Борисоглебский М. Материалы по истории русского балета. Т. 1. Л., 1938. С. 21], их определили на казенное содержание и начали обучать «иноземной поступи». Первый выпуск состоялся в 1742 г. «С сего времени, – свидетельствует Якоб Штелин, – был всегда полный на придворном театре балет, в котором одни русские танцовщицы и танцовщики были...» [Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. Л., 1935. С. 19].
На протяжении XVIII века в Школе преподавали исключительно французские и итальянские мастера, служившие при русском дворе. Одновременно с Ланде работал итальянец Антонио Ринальди (Фоссано), впоследствии сменивший французского танцмейстера на посту руководителя Школы. Основу обучения составляли менуэт и другие бальные танцы, господствовавшие на балетной сцене. И хотя сценический танец XVIII века мало походил на классический танец современного балета, хореографическая техника основывалась на выворотности ног и строгой упорядоченности движений. Учеников постоянно привлекали для участия в придворных спектаклях. Постановки известных балетмейстеров Франца Хильфердинга, Гаспаро Анджолини и др., работавших в Петербурге, становились неотъемлемой частью образования.
В 1779 г. Танцевальная школа была преобразована в Театральную, ей предписывалось готовить танцовщиков, музыкантов, драматических артистов. Однако главным в деятельности Школы осталось обучение «театральному танцеванию», а уроки танца – обязательным для всех профессий. В программу обучения были включены серьезные общеобразовательные дисциплины: российская словесность, иностранные языки (французский и немецкий), математика, живопись. В последней четверти XVIII века начала складываться традиция «школьных» спектаклей, ставящихся специально на учеников.
В 1784-92 гг. в Школе преподавал последователь Жана-Жоржа Новерра Джузеппе Канциани. Он значительно повысил уровень подготовки, приблизив его к европейскому, и воспитал плеяду замечательных танцовщиков. В числе учеников Канциани был первый русский балетмейстер Иван Вальберх, который оказался талантливым педагогом и руководил Школой на рубеже XVIII-XIX вв.; в конце жизни – соратник и помощник Дидло. Вальберх воспитал Евгению Колосову (замечательную танцовщицу, при Дидло она стала первой русской женщиной-педагогом) и Исаака Аблеца (первого посланца Петербурга в Московском балете).
В 1801 г. в Петербург приехал французский танцовщик, педагог и балетмейстер Шарль-Луи Дидло (работал в России в 1801-11 и в 1816-29 гг). Под его началом русский балетный театр занял одно из первых мест в Европе. Хореографические драмы Дидло вошли в число лучших достижений эпохи преромантизма. Дидло развил женский и мужской танец, поднял роль кордебалета. Он внес значительные преобразования в балетные спектакли, кардинально изменил костюм и грим: отменил парики и шиньоны, башмаки с пряжками, тяжелые кафтаны, фижмы; ввел газовые туники и трико, удобные для танцев. Реформа костюма была напрямую связана с изменениями в хореографической технике. Сценический танец окончательно перестал быть аналогом салонного и приобрел черты современного классического танца с ясностью и четкостью линий тела, большей амплитудой движений рук, корпуса и особенно ног, полетностью, что привело и к большей свободе движений. Преобразования в технике танца неминуемо привели к изменениям в системе обучения, которые сделал Дидло, находясь во главе Школы.
Стараниями Дидло сложилась новая система обучения, заложены основы русской балетной педагогической традиции. Урок классического танца приобрел современную структуру. Стал проводиться принцип «от простого к сложному», процессу обучения была придана последовательность, ученики разделены на отделения (впоследствии разряды и классы в зависимости от способностей, возраста и успехов в обучении), каждому из которых предписывались определенные задачи. Кроме уроков танца и подготовки к участию в спектаклях, были введены уроки актерского мастерства, больше внимания стали уделять музыкальной подготовке. Дидло впервые допустил женщин к обучению воспитанниц, увеличилось число русских педагогов. Из класса Дидло вышли воспетая Пушкиным Авдотья Истомина, Анастасия Лихутина, Екатерина Телешова, Адам Глушковский.
Именно при Дидло были приняты первые законодательные акты – «Образование Театральной школы» (1809) и «Устав Санкт-Петербургского Императорского театрального училища» (1829). Первый документ впервые включал в себя перечень учебных дисциплин, определял обязанности воспитанников, педагогов и служащих, впервые устанавливались правила приема (возраст, условия приемных испытаний), сроки обучения, критерии для перевода из одного отделения в другое. Документом 1829 г. Театральной школе было дано название, просуществовавшее вплоть до революции 1917 г., и статус Императорского, ужесточались правила приема и критерии оценок, введено понятие разрядов (вместо отделений), уточнен перечень учебных дисциплин.


Продолжение статьи
К оглавлению раздела "Другие тексты Бориса Илларионова"
На главную



Hosted by uCoz