(окончание)
Среди выдающихся педагогов последних десятилетий ХХ века – мастера ленинградского балета Фея Балабина (художественный руководитель Училища в 1962-73 гг.), Наталия Дудинская, Инна Зубковская, Борис Брегвадзе. Почти двадцать лет лицо ленинградской – петербургской балетной школы определял знаменитый танцовщик и балетмейстер, знаток наследия, истовый хранитель традиций Константин Сергеев (в 1973-92 гг. художественный руководитель Училища, первый Президент Академии). В сложные 1990-е во главе художественного руководства стоял хореограф Игорь Бельский (1992-99). Сегодня Академию Русского балета в качестве художественного руководителя возглавляет балерина Мариинского театра, всемирно известная Алтынай Асылмуратова.
Каждое десятилетие работы Училища-Академии давало своих звезд. Если в 1950-е выпустились Наталья Макарова, Нина Тимофеева, Рудольф Нуреев, Юрий Соловьев, то в 1990-е – Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Андриан Фадеев, Светлана Захарова.
В 1991 г. состоялось знаменательное событие – Ленинградское хореографическое училище было преобразовано в высшее учебное заведение – Академию Русского балета (АРБ). А в 1995 г. Академия, наряду с Мариинским и Большим театрами, Эрмитажем и Московским Кремлем, была включена в число Особо ценных объектов культурного наследия России. Новый статус потребовал новых подходов к организации работы и вновь поднял вопрос о сущности высшего хореографического образования. С 1993 г. АРБ выпускает балетных педагогов с высшим образованием. В том же году по инициативе ведущего концертмейстера АРБ Галины Безуглой впервые открылось отделение по подготовке концертмейстеров балета (первый выпуск состоялся в 1997 г.) В 1995 г. при непосредственном участии выпускниц Училища, ставших известными историками, критиками и теоретиками балета, Веры Красовской и Марины Ильичевой открыто отделение балетоведения. Годом позже Игорь Бельский возобновил в Академии начинание своего наставника Федора Лопухова – состоялся набор на балетмейстерское отделение. Таким образом, все профессии балетного театра объединились в Доме на улице Зодчего Росси. При этом, неизменной сохранилась основа основ Академии – традиционная 8-летняя программа подготовки артистов балета.
Нерешенным оставался лишь вопрос о высшем исполнительском образовании в балете. В Москве, в Хореографическом училище и созданном на его базе в 1988 г. Хореографическом институте (позднее Училище и Институт были объедены по петербургскому типу в Московскую государственную академию хореографии – МГАХ), была избрана модель «надстройки»: по окончании ссуза лучшие выпускники поступают на исполнительское отделение вуза и без отрыва от сценической деятельности в течение нескольких лет учатся для получения диплома о высшем образовании. В Петербурге же вновь (вслед за М. Борисоглебским и Н. Ивановским) задались вопросом: что может быть выше в профессии артиста балета, чем существующая профессиональная подготовка? Ректор АРБ Леонид Надиров, стоявший у руля организационных и методических преобразований, так формулировал позицию петербургской школы: «Подготовка, которую дает ему (артисту балета – Б. И.) Академия, – это и есть высший уровень хореографического образования! Поэтому мы вполне обоснованно считаем, что наш выпускник по специальности "артист балета" должен получать высшее профессиональное образование уровня бакалавра. Получение высшего профессионального образования артистом балета возможно лишь при условии обязательной сценической практики на базе профессиональной труппы с классическим репертуаром; в нашем случае это, конечно, Мариинский театр» [Надиров Л. Итоги и перспективы // Вестник АРБ. 1999. № 7. С. 9]. И хотя АРБ многократно направляла обоснование своих позиций в государственные органы, вплоть до Правительства РФ, вопрос о балетном бакалавриате (профессионально обоснованном и необходимом – в отличие от других обучения в других видах искусства) начал решаться только в 2003 году, когда был принят новый Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования в области культуры и искусства.
В 1999 г. на базе АРБ создано Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области хореографического искусства. Его главными задачами являются: координация работы хореографических учебных заведений России с целью сохранения уникальной методики балетного образования; разработка Государственных образовательных стандартов в области хореографического искусства; методическая взаимопомощь и обмен опытом, проведение конференций, совещаний, семинаров для руководителей и педагогов, выпуск методической литературы и аудиовизуальной продукции. Проводятся курсы повышения квалификации, в программу которых включены лекции, посещения уроков ведущих специалистов АРБ с их методическим обсуждением, консультации. Ежегодно в июне проходит Международный семинар по методике Вагановой. В практику АРБ прочно вошли научные – методические, исторические, теоретико-практические – конференции (в том числе, студенческие).
С 1988 г. по инициативе и на базе АРБ проводится Международный балетный конкурс «Ваганова-Prix» (1988, 1990, 1995, 1998, 2002). В конкурсе принимают участие студенты старших курсов профессиональных балетных школ мира. Главная задача конкурса – показать, как претворяется в современной практике методика Вагановой. В программу входит урок классического танца с элементами экзерсиса, описанного в «Основах классического танца», вариации из балетов классического наследия, в том числе, из репертуара самой Вагановой.
В начале 1991 г. после многолетнего перерыва в АРБ возрожден редакционно-издательский отдел. Его главная задача – издание учебной и методической литературы. Книга Людмилы Сафроновой «Уроки классического танца» (2003) продолжила вагановскую традицию написания книг педагогами. Труд Галины Безуглой «Концертмейстер балета» (2005) стал первым учебником для подготовки кадров этой редкой профессии. В серии «Труды Академии Русского балета», насчитывающей восемь томов, два принадлежат перу выдающегося историка балета Веры Красовской. Выходит «Вестник АРБ» (14 номеров за 1991-2005 гг.), освещающий вопросы балетной педагогики, истории, теории и практики балетного театра, а также историю балетного Петербурга, историю и хронику Академии. Среди авторов – не только ведущие педагоги АРБ, но также специалисты других городов России, зарубежные мастера, здесь публикуются и студенческие работы. За короткий срок издательский отдел АРБ стал центром по выпуску балетной литературы. С начала 1990-х гг. совместно с японской компанией «Shinshokan» АРБ выпускает серию учебно-методических фильмов. В 2004 г. в АРБ был снят уникальный фильм «Урок Вагановой», в который вошло практическое воспроизведение современными учениками фрагментов уроков великого педагога.
С начала 30-х гг. Ленинградское хореографическое училище перестало «обслуживать» только балетный Ленинград. («Экспорт» кадров в Москву, начавшийся в конце XVIII в. и продолжающийся по сей день, – отдельная тема). На национальном отделении учились группы практически из всех регионов Советского Союза. Возвращаясь в свои республики и города, выпускники составляли костяк балетных трупп в местных оперных театрах, выдвигались на ведущие позиции во вновь создаваемых хореографических училищах. У Башкирского и Киргизского балета – стопроцентные ленинградские корни. Решающим было ленинградское влияние на Новосибирскую и ряд других балетных школ.
Особую роль Ленинградское училище сыграло в судьбе Пермского балета. Здесь в годы войны в эвакуации работали Кировский театр и, естественно, балетная школа. После отъезда ленинградцев в Перми осталась группа педагогов во главе с Екатериной Гейденрейх. Так в 1945 году родилось Пермское хореографическое училище, обеспечившее Перми славу третьего (вслед за Петербургом и Москвой) балетного центра страны.
Традиции ленинградского балета активно передавались странам соцлагеря и «народной демократии». Наиболее богатые всходы эти зерна дали в Китае, где классический балет был создан с нуля ленинградскими мастерами во главе с Петром Гусевым.
История АРБ славна не только именами выпускников – артистов балета. Среди ее питомцев – крупнейшие хореографы Александр Горский, Михаил Фокин, Федор Лопухов, Касьян Голейзовский, Джордж Баланчин, Леонид Лавровский, Ростислав Захаров, Леонид Якобсон, Игорь Бельский, Юрий Григорович, Олег Виноградов, Николай Боярчиков, Валентин Елизарьев, Дмитрий Брянцев – всех не перечесть. Большинство из них (старшее поколение – по Григоровича включительно) не получили специального балетмейстерского образования. Проблемой, как учить будущих хореографов, впервые озадачился Ф. Лопухов и предпринял уже упомянутый эксперимент в конце 1930-х гг. Начинанию Лопухова суждено было продолжиться лишь в 1962 г. в стенах Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, где им была создана кафедра хореографии, начавшая готовить балетмейстеров. К этому времени уже работал (с 1946 г.) балетмейстерский факультет ГИТИСа в Москве, организованный Р. Захаровым. Лопухов и Захаров были антагонистами в творчестве: первый исповедовал танцевальный симфонизм, второй был главным адептом хореодрамы. Антагонистами они стали и в педагогике.
Показательно уже то, что детище Захарова развивалось в театральном вузе, а Лопухова – в консерватории. В Москве, где балетная сцена исторически тяготела к балетам-пьесам, к конкретизации сценического действия, социальному осмыслению сюжета, во главу угла при обучении были поставлены принципы театральной режиссуры, использование приемов реалистической актерской игры; студентов обучали прежде всего понятиям «сюжетная драматургия», «действие», «характер», «актерское наполнение (или окрашивание) абстрактного танцевального движения». В Москве учили ставить балетный спектакль. Школа Лопухова – это школа сочинения танца. По Лопухову, хореография родственна музыке, а балетный спектакль несет в себе черты симфонического произведения (это один заветов театра Петипа). Для Лопухова принципиальной была фундаментальная музыкальная подготовка хореографа, она должна была приближаться к теоретической подготовке дирижеров и композиторов, в программу были включены чтение клавира и партитуры, а также подробное – аналитическое – изучение классического балетного наследия. Лопухов учил студентов сочинять хореографию, исходя из образности и структуры музыкального материала, понимать характер, «движенческий код» традиционных балетных pas. Идеи Лопухова продолжают жить и составляют фундамент – теоретический и практический – в успешной работе консерваторской кафедры, которую последовательно возглавляли Петр Гусев (1967-1983) и Никита Долгушин (1983-2000); сегодня кафедрой заведует Николай Боярчиков.
В 1970-е и в 1980-е гг. на кафедре хореографии Ленинградской консерватории родились две новые балетные специальности. В 1976 г. началась подготовка балетмейстеров-репетиторов – профессионалов, досконально знающих классический и современный репертуар, умеющих работать над интерпретацией хореографического текста, способных точно и качественно осуществить перенос или возобновление балетного спектакля. Репетиторское отделение было открыто по инициативе Петра Гусева; сегодня ведущим педагогом является известная балерина Мариинского театра Габриэла Комлева. В 1988 г. впервые началось специализированное обучение балетоведов – историков, теоретиков и критиков хореографического искусства. Балетоведение в России имеет глубокие корни, однако многие годы оно воспринималось как часть общей науки о театре (большинство балетоведов, включая и бесспорную главу отечественной балетоведческой школы Веру Красовскую, имеют дипломы театроведов). Инициатива руководства и коллектива консерваторской кафедры (прежде всего Аркадия Соколова-Каминского), «пробивших» новую специальность и разработавших учебный план и оригинальные учебные программы, поставило балетоведение на профессиональную основу. В балете, как и в других искусствах, теоретики отныне обучаются вместе и параллельно с практиками, основывают размышления о художественных образах и всевозможные изыскания на понимании специфического языка балетного искусства.
Выводы
Российская система балетного образования имеет богатую и славную историю; во многом эти система не имеет аналогов в мире.
В основе отечественной системы балетного образования – подготовка артистов балета, которая невозможна без генетической связи учебного заведения и «базовой» балетной труппы. Хореографы, балетные педагоги, балетоведы, как правило, обучаются на базе уже имеющейся подготовки в качестве артистов балета; эти профессии становятся «переходными», «вторыми» после завершения артистической карьеры.
Механическое применение так называемых мировых образовательных стандартов к отечественной системе балетного образования неминуемо приведет к размыванию границ профессионального искусства и самодеятельного танцевального творчества, отрыву учебных заведений от «базовых» театров, разрыву профессиональной и образовательной цепочки «артист – педагог (хореограф, балетовед)», снижению уровня и статуса всемирно признанных центров российского балетного образования.